Разбираемся в нюансахВ статье 290 пункт 1 ГК РФ и статье 36 пункт 1 ЖК РФ указан исчерпывающий перечень объектов, которые принадлежат владельцам квартир в многоквартирном доме по праву общей долевой собственности. К ним относятся:
- места общего пользования (холл, лестница, лестничная клетка, лифт);
- несущие конструкции;
- кровля и фасад;
- подвальные помещения;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование за пределами квартир или внутри них, обслуживающее более одной квартиры.
В ч. 4 ст. 36 ЖК РФ прописано право собственников передавать объекты общего имущества в пользование третьим лицам, если это не нарушает законные интересы граждан и юридических лиц. Но, согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, вопросы, касающиеся использования долевой общей собственности решаются исключительно на общем собрании. Таким образом, размещение рекламы на фасаде должна одобрить большая часть жильцов, согласия только представителей домового комитета (так называемых «старших по дому/подъезду») будет недостаточно.
Это правило соблюдается неукоснительно, когда речь идет о рекламной вывеске. Информационные объекты можно размещать без согласования с властями, и, соответственно, без разрешения жильцов, если они выполнены и установлены согласно следующим требованиям Технического Регламента:
- высота не более 50 см;
- ширина до 70% от длины фасада, но не шире 15 м для одной конструкции;
- максимальная площадь текстовой части до 50 см в высоту и до 10 м в ширину;
- текст на русском языке (за исключением случаев, когда в официальных документах название организации пишется на иностранном);
- только основные сведенья о компании в содержании текстового поля (название, юридический адрес, сфера деятельности, график работы, контакты);
- товарные знаки и логотипы допускаются, только если они зарегистрированы в Роспатенте и организация имеет документально подтвержденное право на их использование;
- другие художественные элементы разрешены лишь в случае, если это «иконка», изображающая товар или услугу по профилю учреждения;
- подсветка приглушенная, немерцающая;
- вывеска размещена в пределах занимаемого помещения или непосредственно возле входа в него, не выше перекрытий между первым и вторым этажом.
Следует учитывать, что региональные власти могут устанавливать дополнительные правила. То есть, если вывеска информационного типа соответствует заявленным требованиям, это еще не говорит о том, что согласовывать ее с органами самоуправления и жильцами точно не нужно.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства столицы N 902-ПП от 25.12.2013, размещать «правильные» информационные сооружения в Москве и области без разрешения властей можно только на зданиях, свободных от архитектурных элементов, и не входящих в список объектов, для которых разработаны специальные архитектурно-художественные концепции.
В других регионах могут быть иные нюансы. И потому, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, прежде чем размещать вывески нужно консультироваться в местной администрации по каждому конкретному случаю.